Русские стекольщики не всегда ценились так высоко, как и работы оценивают современные коллекционеры антиквариата. Буквально два века назад — в конце XIX столетия — один из самых известных стекольных заводов Императорский (ИСЗ) посчитали предприятием убыточным. Для сохранения рабочих мест завод объединили с Императорским фарфоровым заводом, чьи стекло и хрусталь раскупали не хуже, чем горячие пирожки на площади.
Русское стекло — эпоха модерна
Русские стекольщики не всегда ценились так высоко, как и работы оценивают современные коллекционеры антиквариата. Буквально два века назад — в конце XIX столетия — один из самых известных стекольных заводов Императорский (ИСЗ) посчитали предприятием убыточным. Для сохранения рабочих мест завод объединили с Императорским фарфоровым заводом, чьи стекло и хрусталь раскупали не хуже, чем горячие пирожки на площади. Вернуть самостоятельность и известность собственной продукции ИСЗ смог в 1889 году, когда по примеру Эмиля Галле начинает создавать изделия из многослойного стекла.
Эпоха модерна в работах мастеров Императорского стекольного завода
На рубеже веков, когда модерн только просачивался в русское стекольное дело, Императорский стекольный завод радовал ценителей толстостенными вазами, оформленными в техниках миллефиори, кракле.
Миллефиори — техника, которая предполагает вплавление в толщину сосуда тончайших стеклянных разноцветных пластинок.
Кракле — вариант покрытия изделий специальным стеклянным слоем с множеством мелких трещинок по всей площади.
Одним из родоначальников русского стекольного модерна считается И. Муринов. Он создавал, как правило, предметы из качественного прозрачного хрусталя. Монументальная форма и гравированные орнаменты в его работах сливаются воедино, позволяя читать традиции того времени, как со страниц книги.
Цветы, насекомых, фрукты и витиеватые орнаментные композиции сохранились в произведениях еще одного мастера эпохи русского модерна — К. Красовского. Первые вазы из многослойного стекла, изготовленные на Императорском стекольном заводе, рождались на основе его рисунков. Для росписи ваз применялась новая тогда техника межслойной росписи иридием. К 1910 году на ИСЗ эта техника, как и травля кислотами, практически полностью вытесняет традиционную резьбу.
Гусевский хрустальный завод и его вклад в историю русского стекла эпохи модерна
В начале XX века в России не меньше ИСЗ был популярен частный Гусевский хрустальный завод. На нем в основном производили массовые бытовые изделия, но среди товаров широкого потребления рождались истинные шедевры авторского стекла.
Уникальность авторского стекла Гусевского завода в переплетенных в нем национальных и заимствованных мотивах. На вазах из многослойного стекла расцветали цветы, типичные для модерна, а также раскидывались глубокие и детальные пейзажи русских степей и лесов. Лаконичность формы и сдержанность колорита авторского стекла Гусевского завода эпохи русского модерна позволяют ставить его в один ряд с работами мастеров Императорского стекольного завода.
В каталоге собраны лучшие работы мастеров стекольного дела из России и других стран, которые наверняка заинтересуют коллекционеров.
Определить создателя и время изготовления стеклянного изделия позволяет сигнатура мастера и марка завода, которые обязательно проставляли на Императорском стекольном заводе. А вот частные заводы маркировали свои работы не всегда, что может затруднить атрибуцию антикварной вещи.