Английская школа гравюры формировалась во времена подъема британского живописного искусства в XVIII веке. Именно тогда в стране работали сразу несколько признанных выдающимися мастеров резцовой гравюры, офорта и других техник.
Гравюра: английская школа и ее известные представители
Английская школа гравюры формировалась во времена подъема британского живописного искусства в XVIII веке. Именно тогда в стране работали сразу несколько признанных выдающимися мастеров резцовой гравюры, офорта и пр.
Роль художников в зарождении английской гравюры
Главная стилистическая изюминка английской школы гравюры — сложные комбинации декоративных техник, передающих плавные полутона рисунка. Именно англичане чаще других именитых мастеров пользовались акватинтом, пунктиром и меццо-тинто.
Интересно, что многие живописцы Британии лично делали гравюры со своих полотен. Так, Уильям Хогарт, считавшийся основоположником оригинальной английской школы живописи, начинал свой путь к славе с создания гравюр по серебру. Гравюр к серии собственных картин «Жизнь проститутки» он продал столько, что многие из них дошли до наших дней. По ним серию и восстановили, ибо оригиналы полотен сгорели в пожаре через 11 лет после смерти художника.
Знаменитые представители английской школы гравюры
Рассказ о выдающихся представителях английской школы гравюры всегда начинается с упоминания Джона Смита. В европе его работы, созданные в технике меццо-тинто, считались эталонными. Чаще всего Смит создавал гравюры с работ своего современника Годфри Неллера. Причем, он не копировал полотна, а передавал их собственное видение, углублял и сокращал, что Неллеру только нравилось.
В XVIII веке технику меццо-тинто называли «английской гравюрой», настолько сильно та прижилась в среде британских граверов. Именно эта техника дала англичанам возможность ближе познакомиться с картинами Томаса Лоуренса, Неллера, Рейнольдса.
Ярчайшие примеры работ в технике меццо-тинто — гравюры Джорджа Уайта, Ричарда Хустона, Джеймса Мак-Ардела, Ричарда Ирла.
Рожденная в Венеции техника пунктира, названная англичанами «стиппль», пользовалась не меньшей популярностью среди граверов XVIII-XIX веков. На ее основе англичане даже создали свою уникальную технику цветного пунктира. В ней работали Томас Берк, Франческо Бартолоцци. Последний, кстати, был единственным гравером, который стал членом Королевской академии художеств.
Работы этих и других мастеров гравюры и литографии можно найти в каталоге.
Именно на XVIII век пришелся период пика расцвета британского искусства гравюры. Популярен этот вид искусства и по сей день, причем, не только среди коллекционеров антикварных гравюр.